Страх вождения

Страх вождения 05.04.2015

Страх - одна из субъективно самых тягостных и разрушительных эмоций. Он знаком каждому, кому-то в большей мере, кому-то - в меньшей. Страх делает нас зависимыми, несвободными. Мы подавляем его, игнорируем, компенсируем, потому что постоянно ощущать разрушительную силу страха невозможно.

Страх всегда конкретен, этим он отличается от тревоги, аморфной, всепроникающей, синонимом которой является психическое напряжение. Тревога направлена в будущее, это дурное предчувствие, предвосхищение угрозы, нередко катастрофической.

Страхи носят весьма разнообразный характер и по статистическим данным, к которым, разумеется, нужно относиться с осторожностью, более 10% в человеческой популяции страдают фобиями.

Фобия - это стойкий, необоснованный страх перед отдельными предметами, ситуациями, действиями. Если человек испытывает фобию, он, как правило, формирует модель избегающего поведения. Так, если у него имеет место страх вождения автомобиля, то, даже закончив автошколу и успешно сдав экзамены, он осознает, что никогда не сядет за руль. В его сознании возникают картины чудовищных аварий, которые нередко сопровождаются дискомфортными телесными ощущениями уже при одной мысли о том, что он ведет автомобиль. Но фобии встречаются много реже, чем нормальный, физиологический страх у новичков или людей, переживших автокатастрофу. Именно об этом страхе и возможностях его преодоления пойдет речь.

За любым страхом стоит страх молчаливый, часто неназываемый - это страх биологической или социальной смерти. В случае вождения - страх погибнуть в автокатастрофе или погубить другого - и это приведет к моральным и юридическим последствиям, что, по сути, и является социальной смертью. Этот страх усиливается средствами массовой информации, которые формируют катастрофическое мышление. Новости интернета обычно негативны - смерти, аварии, убийства, несчастные случаи. Человеку ни на минуту не дают забыть, что он смертен и иногда внезапно смертен, как точно заметил булгаковский Воланд.

В интернете есть множество рекомендаций и методик преодоления страхов перед вождением. Они написаны компетентными специалистами, но ни одна методика не способна полноценно работать у личности плохо осознающей свои сильные и слабые стороны, не вполне критичной к своим возможностям и имеющей слабый уровень подготовки.

Итак, о компетентности, которая существенно снижает уровень страха. Мы хорошо делаем лишь то, что делаем постоянно, формируем навык. Уверенность появляется при наличии хорошей школы, серьезной базы. Убеждена: нельзя выучиться на медные деньги, нельзя, закончив курсы вождения, почувствовать себя водителем. Никто не становится специалистом после окончания университета, им лишь предстоит стать. То же с вождением. Необходимо использовать все тренинговые возможности, вложиться в это. Как-то я прочла заметку о дорожно-транспортном происшествии, где указывалось, что у водителя опыт вождения один день. Без комментариев. Весьма неудачной по мотивации является и обучение вождению с целью «иногда ездить на дачу». Либо ты преодолеваешь страх, либо он завладевает тобой. И при поездке в летнее время на расстояние 20 километров ты будешь испытывать такое напряжение, что станешь бессознательно избегать следующей поездки, а, значит, лишать себя необходимого опыта.

Принцип реальности не менее важен, чем принцип компетентности. Мы живем в северной стране, не в Средиземноморье, значит, отработать навыки вождения в неблагоприятных зимних условиях (опускаю рассуждение о нечищеных дорогах, хотя это наша реальность) - гололед, снегопад - весьма полезно. Некоторые благоразумно стремятся учиться именно в зимний период, в этом есть логика. Также как житель Черногории, представляющей собой высокогорье, не может игнорировать езду по головокружительным серпантинам - у него нет других дорог.

И, самое важное, страх может быть замещен лишь интересом, а интерес тесно связан с обретением новых степеней свободы. Иными словами, если свобода и независимость, которую дает вождение, для тебя очень значимы, то найдется время для обретения опыта, найдутся средства для дополнительных занятий, найдется мужество критически оценить себя в той или иной ситуации. И появится уверенность как награда за беспрестанный труд, которая ничего общего не имеет с самонадеянностью.

При самонадеянности включается специфический защитный механизм, когда возникает ощущение, что с тобой произойти ничего плохого не может, как у Чехова «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Самонадеянность, уверенность, что ты все сумеешь проконтролировать при необходимости - качество инфантильное и легковесное и с безопасным вождением ничего общего не имеющее.

И если концептуально значима ценность, уникальность жизни каждого, то при обучении важно сформировать уверенность, но не самонадеянность, реалистичность, но не боязливость. А главное - компетентность, которая невозможна без опыта. И это задача обоюдная, и ученика, и учителя, поскольку невозможно научить, можно только научиться.

џндекс.Њетрика